Суббота, 18.05.2024, 22:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ "Нижнекуэнгинская ООШ"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование культуры здоровья и культуры безопасности личности (из опыта работы)
Здоровье – не все, но без здоровья – ничто.
 Сократ
Формирование культуры здоровья и культуры безопасности личности.
Автор: Щербакова Людмила Ивановна МОУ «Нижнекуэнгинская основная общеобразовательная школа»
Формирование культуры здоровья и культуры безопасности личности – постоянно развивающийся процесс, первостепеннейшая задача каждого руководителя школы. Данная задача всегда была и остается главной проблемой в работе каждого педагогического коллектива. Школа – это великая сила, которая определяет не только судьбу народа и государства на любом этапе, но и отвечает за здоровье будущих хозяев страны и истории.
 Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы, существенно повлияли на здоровье школьников. Сохранение и укрепление здоровья, формирование активной мотивации на заботу, как о собственном здоровье, так и здоровье окружающих привело меня, как директора школы, к глубоким размышлениям. Каким образом грамотно развивать режим двигательной активности учащихся; какие пути могут способствовать сохранению и улучшению здоровья, какие педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, безопасности личности, окажутся более действенными? Где выход?
 Основную роль в организации деятельности по сохранению и развитию здоровья эксперты ВОЗ отводят школе: «В основе деятельности школы по формированию здоровья должна лежать позитивная концепция здоровья, которая подразумевает у индивидуума способность к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению себя и своего окружения в лучшую сторону. Это означает также, что индивидуум должен учиться подходить к решению проблем и перенесению трудностей в жизни в конструктивном духе, вместо того чтобы просто защищать себя от них. Поэтому меры по обеспечению более здорового образа жизни не должны сводиться лишь к предупреждению о тех или иных факторах риска или пропаганде конкретных способов изменения стереотипов поведения». Здесь сформулировано требование организации деятельности школы по формированию здоровья учащихся как целостного явления, соединяющего в себе и медицинские, и психологические, и социальные аспекты. Системаобразующим направлением деятельности школы по формированию здоровья своих школьников признается социально-психологические, и соответственно проблемы здоровья воспитанников в условиях школы является педагогической проблемой, непосредственно связанной с организацией целостного учебно-воспитательного процесса.
Санитарно – профилактическое направление – лишь одно из немногих в общей деятельности по формированию здорового молодого человека, способного реализовать свои потенции роста и самовыражения и внести свой вклад в развитие общества.
10% нынешних школьников за последние 10 лет заболеваемость в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза, наибольшей приоритет заболеваний происходит в 7 и 10 классах, в 6-7 лет дети имеют два диагноза заболеваний, в 10-12 лет – три, в 16-17 лет – три, четыре. Выделив факторы, влияющие на здоровье школьников, состоящих условно из двух групп (учебно-организационные, влияющие на здоровье школьников и зависящие в большей степени от администрации; психолого-педагогические, зависящие в большей степени от педагога) школа интегрируется с фельдшером ФАПа, расположенном на территории села, родителей учащихся и ставит перед собой задачи:
Задача фельдшера – диагностика и коррекция наиболее распространенных заболеваний, предупреждение возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий. Задача психолога – поддержание и укрепление психологического здоровья учащихся, содействие их оптимальному психологическому развитию в условиях школы.
Задача педагога – организация учебно-воспитательного процесса с учетом медико-психологического обследования ребенка.
Задача родителя – профилактика возможных заболеваний, формирование здорового образа жизни детей.
Задачи образовательного процесса:
1. Обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учебы в стенах школы.
2. Пропагандировать индивидуальную, семенную и общинную собственность за соблюдением состоянием здоровья.
3. Поощрять здоровый образ жизни.
4. Создавать условия для реализации физического, психологического и социально потенциала.
5. Вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья.
Формирование культуры здоровья в школе осуществляется на основе анализа состояния здоровья участников учебно-воспитательного процесса, помимо эколого-гигиенических и медико-биологических знаний особо важными является рассмотрение вопросов:
1. Целостное и позитивное видение мира, гуманизм, духовность, нравственное и ответственное поведение.
2. Психологическое здоровье человека, его стрессоустойчивость, способы психической саморегуляции, характер здоровьесберегающего поведения.
3. Социальное благополучие и социальное окружение.
4. Доброжелательные взаимоотношения в семье, коллективе способствующие благотворному труду и хорошему отдыху, разностороннему развитию личности.
5. Проблемы жизнетворчества, самореализации человека и другое. Специальное обсуждение данных вопросов на педсоветах («Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса в школе»); Советах школы («Современная школа и здоровье учащихся»); семинарах.
Безопасность включает следующие направления деятельности:
1. Укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создание условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
2. Мониторинг состояния здоровья.
3. Повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоление школьных трудностей.
4. Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитание здорового образа жизни, предупреждение школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.
5. Создание адаптивной среды и обеспечение условий для получения полноценного образования для детей с имеющимися особенностями развития. Вырисовывается цель - реализация всех возможностей школы для формирования социально-адаптивного, психически здорового, физически развитого выпускника и, соответственно, задачи: - снижение заболеваемости за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей; - уменьшение воздействия неблагоприятных факторов обучения; - формирование мотивации к здоровому образу жизни; - организация спортивно- оздоровительной работы; - повышение квалификации педагогов по вопросу сохранения здоровья детей; - внедрение здоровьесберегающих технологий. Работа идет по трем направлениям: Первый раздел: Способы совершенствования образовательного процесса · Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно -гигиеническим нормам; · Нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления; · Планирование работы ОУ с учетом анализа состояния здоровья учащихся; · Планирование и осуществление мероприятий по предупреждению переутомления учащихся в процессе учебной деятельности; · Работа по адаптации учащихся при поступлении в ОУ; · Предоставление учащимся ежедневного горячего питания с сезонной дотацией витаминов; · Формирование и организация коррекционных групп для учащихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора; · Анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий; · Изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций. Также составлена тематика семинаров по здоровьесберегающим технологиям для учителей. Второй раздел: Методы создания здорового воспитательного пространства · Комплексная психолого-педагогическая диагностика развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении; · Диагностика психологического климата в классном коллективе; · Профилактика социально-психологической дезадаптации; · Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «Группы риска» и их родителям; · Социальный патронаж неблагополучных семей; · Организация и проведение мероприятий по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании. Здесь же имеется комплексный план работы по предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурения и алкоголизма, наркомании среди учащихся. Третий раздел: Способы создания условий для укрепления здоровья детей и подростков · Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой (3 урока в неделю, спортивные секции); · Анализ оздоровительного влияния двигательной активности на организм ребенка (фельдшер совместно с учителем физкультуры); · Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы в учебном учреждении; Имеются программы оздоровительной работы с детьми, программа работы с группой практически здоровых детей. Особое внимание уделяется работе классных руководителей с детьми. Составлена циклограмма работы классного руководителя Ежедневно: · Проведение утренней гимнастики (перед уроками и после 3 крока динамическая пауза); · Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью кабинета; · Проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных премен; · Организация горячего питания (100% охват) Еженедельно: · Занятия на уроках физической культуры; · Занятия в спортивных секциях и танцевальной2 д/0; · Прогулки с классом Ежемесячно: · Проведение родительских собраний по сбережению здоровья детей; · Организация классных часов с приглашением фельдшера ФАПа; · Генеральная уборка класса 1 раз в четверть: · Организация экскурсий, походов родительских собраний, классных семейных праздников; · Проведение «Дня здоровья» 1 раз в полугодие: · Проведение «Дня открытых дверей» родителей; · Анализ медицинских карт учащихся; · Организация встреч детей и родителей для участия в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья» 1 раз в год: · Организация медосмотра и посещение кабинета стоматолога; · Сбор трав (лекарственных); · Профилактика гриппа и других вирусных инфекций (вакцинация, массаж и др); · Организация праздника здоровья. Мониторинговые исследования показывают, что педагогам удалось оказать положительное влияние на: - формирование у школьников теоретической базы для сознательного управления ими своим развитием; - воспитание нравственных качеств (взаимопомощь, способность находить общий язык с другими людьми, видеть их лучшие черты; преодолевать конфликтные ситуации); - создание у детей установки на самосовершенствование; - формирование нравственных качеств (любви, добра, патриотизма, толерантности, преодоление скованности и чувства тревожности); - включенность учащихся в разнообразные виды деятельности и в социальные отношения; - организацию рефлексивной деятельности детей, приводящей к индивидуальным маршрутам самовоспитания; - способность разбираться в сложных человеческих отношениях. Результаты 3-х лет: как положительный результат можно отметить следующие моменты: 1. Увеличилось число практически здоровых детей (двое переведены на 1 группу здоровья); 2. Количество детей с хроническими заболеваниями уменьшилось в среднем на 2%; 3. Возросло число детей, занимающихся в основной группе здоровья по физической культуре; 4. Уменьшилось количество детей, посещающих специальную группу ( 8 чел – 2 чел); 5. Возросла активность детей при проведении внеурочной деятельности совместно с родителями; 6. Анализ состояния здоровья учащихся, проводимый фельдшером. Но существует ряд проблем, над которыми предстоит работать дальше: 1. Слабой остается материальная база для проведения уроков физической культуры; 2. Недостаточно созданы условия, обеспечивающие оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы; 3. Нежелание получить знания, по формированию убеждений, что при здоровом образе жизни у человека развивается не тольок красота тела, но и формируется характер ребенка; 4. Слабая мотивация учащихся по содержанию и укреплению своего здоровья , так и здоровья окружающих; 5. Ухудшение питания (в школе недостаточно средств на организацию полноценного питания); 6. Факторы социального риска (увеличение числа неполных семей, неблагополучных семей); 7. Факторы экологического риска; 8. Асоциальные явления: табакокурение, алкоголь, наркомания. В сельской школе есть все предпосылки для формирования культуры здоровья и культуры безопасности личности: свежий воздух, работа на пришкольном участке, помощь родителям в домашних делах, здоровое питание, экологическое воспитание. Мы не можем всех детей сделать здоровыми, но хотя бы часть детей и родителей станут относительно здоровыми, тои это будет Благое дело. Литература:
1. Завуч: Управление современной школой. Научно- практический журнал № 4, 2007 .
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. – М. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Степанов В.М., Шипачева А.Д. Здоровьесохранная педагогика: организация, пути развития: Методическое пособие – Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2001
 4. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М. «Планета»
5. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов -на –Дону. «Феникс», 2009 .
Категория: Мои статьи | Добавил: админ (17.10.2011)
Просмотров: 1642 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

МОУ "Нижнекуэнгинская ООШ" 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz